Зачем чукчи меняются женами

Гостевая статья.

Оказывается, чукчи — самые настоящие… свингеры! Да, у этого северного народа существует традиция обмена женами, в истоках и обоснованиях которой стоит разобраться.

Все дело в условиях жизни, которые на Крайнем Севере очень суровы. Жизнь на одну семью, которая позволительная для обычного климата и более благоприятного быта, там считается непозволительной роскошью, поэтому приходится что-то придумывать. И одна из таких придумок — как раз групповой брак. Суть его достаточно проста: родственники или даже просто близкие друзья объединяются в то, что можно назвать шведской семьей.

Мужчины становились «товарищами по жене» и совершенно нормально жили, трудясь на общее благо вместе. Обмениваться женами, уступая друг другу место в женской постели, — это совершенно нормальное явление. Конечно, раньше оно было более распространено, но и сегодня во многих чукотских поселениях, несмотря на проникшую туда цивилизацию, это считается нормальным явлением.

Раньше такой обычай позволял товарищам по жене быть представителями разных стойбищ, что было очень удобно, ведь чукчи — кочевой народ. И если наступала непогода или имели место какие-то другие сложные условия, мужчины, объединенные договором по обмену женщин, могли находить приют друг у друга. Это также было хорошим залогом выживания.

Поскольку определить, кто именно был отцом рожденного в групповом браке ребенка, не представлялось возможным, малыши считались общими. Сегодня этот момент несколько усложнился из-за официальной регистрации, так что в любом случае приходится выбирать кого-то, на кого они будут записаны. Но до вмешательства государства в личную жизнь чукчи следовали простому правилу: общие дети жили внутри большой семьи, каждый из них мог рассчитывать на помощь и любовь всех остальных.

Что касается выбора партнеров по групповому браку, то обычно бедные пары присоединялись к богатым, так как это было для них буквально спасением от голода. То же касалось и бездетных семей: если один из товарищей по жене или его супруга были бездетными, они в итоге все равно получали общих детей, что позволяло компенсировать проблему. Надо также отметить, что чукчи никогда не придавали большого значения биологическому отцовству: рождение ребенка в любом случае было большой радостью.

Что касается вопроса о том, сколько людей могло состоять в групповом браке, на него подробно отвечают этнографы. Обычно он заключается между двумя близкими друзьями или же родственниками. Но несмотря на то, что такая форма междусемейных отношений наиболее распространена, конкретных правил нет: в групповые отношения может вступать то количество семей, которое договориться друг с другом. При этом для того, чтобы вступить в интимные отношения с женой другого мужчины внутри такого брака, спрашивать его разрешения не требуется, все очень свободно.

К тому же такие отношения часто позволяют избежать откровенного кровосмешения: из-за того, что найти себе пару подходящего возраста очень трудно, внутри стойбища могут заключаться союзы между более или менее близкими людьми. В то же время групповые отношения с парой или парами из другого стойбища позволяют разбавить такие брачные союзы, сделать их более здоровыми.

Таким образом, миф о развращенности чукчей на деле ничем не подкрепляется. Оказывается, эта народность вступает в свингерские отношения совсем не по той же причине, что и цивилизованные люди, которые просто скучают. Для этой кочевой народности групповой брак является естественным залогом выживания, без которого было бы гораздо сложнее.