Как воспитать в ребенке финансовую независимость?

Дети наше всё! И мы хотим чтобы они были счастливы. Джон Рокфеллер точно знал как сделать детей счастливыми и кроме воспитания старался дать им знания. В том числе и знания о деньгах. Лучше всех эту тему раскрыл Роберт Кийосаки, он на своём примере ощутил разницу между финансово образованным отцом и родным, который ничего не смыслил в этом.

Как воспитать в ребенке финансовую независимость?

Когда маленький Роберт спросил отца как делать деньги, то начал рассказывать что-то про университет, стабильную работу, труд до самой старости, государственные пенсии и социальные льготы. Роберту было 9 лет, но уже тогда он понял – отец не знает ответа на этот вопрос и ничему научить его не сможет! На счастье маленького мальчика у него был друг Майк, отец которого в финансах, как говорится, шарил и именно он на практике через игры и жизненные уроки объяснил, что такое финансовая независимость.

Недавно я наблюдал интересную картину в супермаркете. Мужчина с ребенком на руках, женой и магазинной тележкой блуждали между стеллажей. За ними, в поисках печенья, ходил и я. Когда мы оказались в ряду с бытовой химией и прочими штуками для дома, мужчина увидел большую скидку на туалетную бумагу и набрал полтележки. И пока он накладывал товар в корзинку он разговаривал с дочкой и объяснял ей, что этот товар не портится и пока на него такая скидка можно купить побольше, это позволит в будущем сэкономить.

Когда запас бумаги дома заканчивается человек бежит в магазин и покупает по любой цене, а способность планировать помогает сэкономить до 30% семейного бюджета. Но большинство людей не знают об этом сами и никогда не научат этому своих детей. Так же как и умению накапливать, сохранять, инвестировать, делать бизнес. Два главных секрета, о которых каждый родитель должен рассказать своим детям:

Необходимо научиться использовать свои таланты и способности. Самые богатые люди те, кто занимается любимым делом, производит товар или услугу. Это оплачивается выше всего. Наёмный труд никогда не ценился слишком высоко и ничего не изменится в будущем.

Детей часто ругают или даже бьют дома за плохие оценки в школе, наивно полагая, что он должен быть гением во всех науках. Однако сами родители чаще всего школу закончили еле-еле. Откуда взяться способностям у вашего ребенка?! Вместо этого было бы гораздо продуктивнее найти то, в чем он действительно талантлив, что любит делать и что у него получается. Думаете вашему не повезло и он ленивый, бездарный кусок невезения? Зря вы так, согласно исследованиям в каждом ребенке спрятан талант, просто родители так и не попытались его найти. Меня в детстве пытались отдать в музыкальную школу и водили в кружок по рисованию. Первое мне не нравилось, а в кружке сказали, что мы зря тратим время. Я циркулем рисовал квадраты, так художником стать сложно. На этом поиски закончились, хотя родители всегда поддерживали любые мои начинания.

Придется потратить уйму времени и посетить десяток секций и кружков, посоветоваться со специалистами. В России с поиском сильных сторон в своих детях явные проблемы. В финале чемпионата мира по футболу оказалась Хорватия с численностью населения меньше 4 миллионов. В России из 140 000 000 человек в финал никто не попал. В своих детях не разглядели дар, как итог вырос наёмный рабочий, который рад ипотеке под 12% годовых и за бутылкой пива с удовольствием ищет виноватых в своих несчастьях.

Каждый человек должен иметь активы, которые будут приносить доход без собственных усилий.

В детстве многие из нас копили деньги на велосипед, мяч, самокат. Нам дарили деньги на день рождения, мамины подруги баловали червонцем якобы на мороженное. У меня была здоровенная копилка в которую я складывал все полученные монеты. Дети действительно умеют копить, по крайней мере я очень ответственно подходил к этому вопросу. Но развивать эту способность родители не захотели. Они просто говорили – ну вот и лето, тебе бы велосипед побольше, куда уж на коньке то. Купим кросс. Давай свои накопления, добавим тебе и поедем в магазин.

Накопил сто рублей, получил велосипед за 2 000. Здорово конечно, спасибо, но ничему меня это не научило. Теперь я понял одно, мне главное показать что я стараюсь, накопить что-нибудь, а остальное мне дадут. Было бы плохо если бы я копил на кросс до своего 30-летия, ведь доходы в детстве довольно маленькие. Но было бы полезно дать мне возможность заработать на велосипед. Рокфеллеры платили своим детям за уборку, уроки занятия музыкой, хорошее поведение. Хотя вспоминаю был такой период, когда мне платили за хорошие отметки в школе и ещё я работал дома посудомойщиком. Даже пылесосил за деньги, но это не было рабством, просто я в детстве открыл свою фирму по уборке квартир, а родители стали моим первыми и единственными клиентами. Дела шли в гору, я накапливал деньги, а потом мне снова добавляли и покупали то мяч, то теннисные ракетки.

Знакомо то чувство, когда человек говорит – я же на работу хожу, на диване не сижу, так? Где моя огромная зарплата и достойная пенсия?!

Теперь вы знаете в какой момент родился этот требовательный человек, который уверен, что ему все должны, лишь бы что-то делал. Никто не думает о том, что его усилия бесполезны, товар, который он производит  не ценится. Услуга не востребована. Он главное что-то делает, значит дайте денег!

Один трейдер из Москвы подошел к воспитанию финансовой независимости в своём сыне максимально ответственно. Он сначала хотел открыть брокерский счет на его имя, пополнить на небольшую сумму, купить несколько акций по 1 лоту и на живом примере объяснять как получать активы и что такое дивиденды. Но оказалось, что для совершения сделок придется получать разрешение опеки, а на это уйдет 30 дней, не меньше. Тогда мужчина открыл счет на жену, но они с сыном договорились, что это его счет и решения по покупке и продаже будет принимать он, посоветовавшись с отцом.

У мальчика появилась цель, он почувствовал себя серьёзным человеком, учится управлять активами и уже знает что такое дивиденды. Пока он не может быть полноценным инвестором, для этого придется подождать 18-летия, но к тому времени он получит главное – знания. В его совместном с родителями портфеле акции самых известных российских компаний, на их примере он узнаёт, что такое просадка, курсовая стоимость, сложный процент, дивиденды, реинвестиция.

Ребенок уже получил первый доход, но посоветовавшись с отцом решил купить на полученную прибыль акции ещё одной компании. А карманные деньги научился правильно экономить. Он не отказывает себе ни в чем, но обнаружил, что некоторые товары можно приобретать со скидкой, а сумму скидки откладывать. В копилке имеется сумма достаточная для пополнения счета в очередной раз и мальчик задумывается над тем, какой актив принесет ему наибольший доход в долгосрочной перспективе.

Продавать активы и снимать деньги со счета семья не планирует. Сумма там не большая и это самая низкая цена за тот объём знаний, который получит ребенок. А до совершеннолетия активы могут стать довольно существенными и юный инвестор рассчитывает, что дивиденды смогут оплатить ему университет.

Будущее предсказать сложно, но приходится признать один факт – дети, которые получили азы финансового образования и познали секреты финансовой независимости, находят себя в жизни и гораздо быстрее подстраиваются к изменениям в стране и мире. Джон Рокфеллер понимал это, поэтому его дети не покупают газету с вакансиями на местном заводе, они создают заводы, вакансии, газеты..