Почему люди не помогают на улице если человек в беде

Наверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда на улице происходит какое-то событие, а толпа просто стоит и смотрит. Как будто их отключили от розетки и они не могут двигаться. А между  тем происходить может самое страшное. Я сам недавно стал свидетелем, как за толпой подростков бежал мужчина, я замер и стал наблюдать. Все вокруг стояли также как и я. Мужчина отстал, развернулся и направился к маршрутному автобусу, сел за руль, стал куда-то звонить и уехал. Подростки убежали. Я спросил тех, кто был рядом с этим событием, что случилось и оказалось, подростки выхватили у водителя сумку с деньгами, которые тот собирал за проезд. Они побежали, водитель за ними, но на помощь ему никто не пришел, самостоятельно мужчина не справился.

 Почему люди не помогают на улице если человек в беде

Я стал думать, почему так происходит? Если бы все, кто был рядом и видел, что произошло, побежали бы, то подростков удалось бы поймать. Вернуть деньги водителю и наказать обнаглевших недоумков. Имею ввиду отвести в полицию. Но люди стояли как вкопанные. Я стал собирать информацию на этот счет, даже прочитал книгу, которая называется психология влияния. До того меня зацепила эта история.

Благодаря этой книге, как и  некоторым другим, мне удалось узнать о существовании феномена в психологии, который носит название социальное доказательство. Я бы хотел рассказать вам, как его используют в торговле и обмане, это тоже может быть полезно. Затем объясню, какое отношение социальное доказательство имеет к безразличию людей в ситуации, когда кто-то попал в беду.

Человеческая психология устроена таким образом, что перед совершением или отказом от совершения какого-либо действия, необходимо получить одобрение окружающих или сигнал от них. Можно долго перечислять примеры, самый простой – покупки в магазине. Маркетологи используют хитрые приемы, такие как сужение пространства в магазине, отзывы, подставные покупатели. Если вы проходите мимо магазина, в котором нет посетителей, то вы тоже вряд ли туда зайдете. Ну, если только вам скучно  и нужно как то убить время. Совсем другое дело, если на вашем пути встречается магазин, в котором не протолкнуться и даже на улице очередь. Любопытно, что привлекло столько людей. Если они что-то смотрят и выбирают, значит это что-то ценное и выгодное.

Именно по этой причине случаются такие давки, что даже затаптывают людей. Если на ваших глазах товар разбирают как горячие пирожки, сражаются друг с другом за право купить поскорее, чтобы успеть, то вы, вероятнее всего, поступите так же. Ещё один мощнейший инструмент маркетинга – отзывы. Поэтому компании не скупятся на рекламу, в которой известная личность рекламирует товар. Недавно я видел как известная теннисистка сообщала в рекламе, что пользуется прокладками только этой марки, очень, мол, удобные. Все понимают, что это реклама, но феномен социального доказательства срабатывает, и продажи неминуемо растут.

Если вы когда-нибудь заходили на лендинг (продающие странички в интернете), то там феномен социального доказательства используется на полную мощность. Обычно это странички по продаже всякого чудодейственного барахла, вроде крема от всех болезней, чая от неудач в жизни, травы для лечения рака. Там вы обязательно увидите сообщение о том, сколько человек уже заказали, рекомендации известных и авторитетных людей, а дальше огромный список положительных отзывов. Все это толкает людей на покупку и поверьте, работает схема идеально!

Как же социальное доказательство работает в ситуации, когда кому то требуется помощь? Очень просто. Люди ищут подтверждение тому, что нужно совершить действие и используют для этого реакцию окружающих. Те делают тоже самое. Если не найдется тот, кто побежит на помощь, то толпа, скорее всего, так и останется в стороне. Яркий пример – человек лежит на тротуаре. Мимо него идут люди. Когда его заметил первый человек, он подумал, что это пьяница, и поэтому спокойно проходит мимо. В этот момент мужчину на асфальте замечает другой человек, он понимает, что здесь что-то не так, начинает искать социальное доказательство. Видит как мимо спокойно проходит человек и  в его голове складывается мнение, что ситуация не критическая. Помощь мужчине не требуется, раз прохожий идет мимо.

В этот момент мужчину замечают и другие люди, но все они ищут социальное доказательство тому, что человеку требуется помощь. Ищут они его в окружающих, а те проходят мимо. Ситуация никому не кажется критической, помощи не будет. Доходит до абсурда, все помнят видео, на котором за мужчиной гнался другой мужчина с ножом, люди переглядывались, но не предпринимали никаких мер. Закончилось всё тем, что вооруженный человек отнял жизнь у беглеца.

Это психология человека, мы подчинены определенным инстинктам, исправить эту ситуацию не получится. Есть один секрет, который поможет вам получить помощь от толпы, если вы, не дай бог, окажитесь в трудной ситуации. Нужно обратиться за помощью к конкретному человеку. Как показывают исследования просто стоны или просьба помочь не срабатывают, люди продолжают проходить мимо. Совсем другой результат получается, если обращаться к одному человеку, смотреть только на него, прямо в глаза и просить помочь его одного. В такой ситуации человек чувствует ответственность и предпринимает попытки вникнуть в проблему. На это обратят внимание окружающие. Попытки помочь станут социальным доказательством, и тогда в дело включится вся толпа.

Не попадайте в неприятности и до новых встреч в моём блоге!

Личные финансы и инвестиции